Знакомо ли вам то томительное ожидание, когда малыш еще не научился разговаривать и все переживания сводились к простому вопросу: «Ну, когда уже?!». Через некоторое время, к четырем годам словарь ребенка составляет уже более 2000 слов.
Особенности речи ребенка в 3-5 лет
В этом возрасте беседы с собственным ребенком выходят на новый уровень и состоят не только из бинарной системы ответов "да/нет", но и насыщенны многосложными предложениями, суждениями и умозаключениями малыша.
В три года дети учатся высказывать суждения о предметах и явлениях, они ловко устанавливают зависимость между объектами. Тогда же у ребенка формируется способность к обобщению, он может объединять ряд предметов по общим признакам в единую группу, различать предметы, близкие по внешним признакам и формировать собственные категории по выявленным признакам.
В процессе общения на вопросы взрослых ребенок отвечает развернутыми фразами, состоящими из 4 и более слов. Речь становится более понятна, отчетливее звучат отдельные слова и звуки.
Развитие речи ребёнка в 3-5 лет и школьная неуспеваемость
В этот период обнаруживается наибольшая чуткость ребенка к языку, он невольно упражняется каждый день не только в диалоге с другими людьми, но и в монологе с самим собой: интересуется значениями слов: "кто назвал машину машиной, а что значит машина, а почему именно машина". В этот период жизни малыша необходимо обратить внимание на существующие трудности у него при произнесении слов и звуков.
Наиболее ярким речевым достижением ребенка 3-х лет является активизация речевого механизма, в том числе и того, который отвечает за фразовую речь.
- Ребенок сам строит собственные предложения, еще не осознанно, но самостоятельно распределяет роли между членами предложения. За каждым из таких речевых актов стоит сложная работа мысли.
- Словарь к 3 годам становится достаточно объемным. Этот возраст принято характеризовать как возраст речевого взрыва.
На этапе 3-3,5 года ребенок еще не различает смысловые роли звуков речи, похожих по звучанию, поэтому и говорит «зук» (жук), «миська» (мишка) и т.п. Такая речь называется - физиологическое косноязычие - потому что звуки произносятся неправильно из-за незрелости речевого слуха и мышц языка.
Отмечаются продвижения в звукопроизношении: добавляются некоторые шипящие звуки, «ш, ж, щ, ч», некоторые дети осваивают даже произнесение вибранта «р», однако многие делают это позже — к 3,5— 4 годам. Однако и такое, не вполне развившееся речевое мышление, позволяет ему понять, что одним и тем же словом обозначается не один предмет, а целая группа предметов: кошка — все кошки, мама — все мамы.
Если же этого не происходит, если ребенок не способен к такому отнесению слов к разным группам, то это говорит о том, что он отстал в психическом развитии или же у него трудности при запоминании самих слов.
Речь и мышление
Как видно, развитие речи ребенка с возрастом все более и более тесно смыкается с развитием мышления.
Если его языковые речевые попытки во многом подражательны, то следующие — результат осмысления действительности и способов выражения мысли в речи. Речь 5-летнего ребенка должна стать развернутой, причем не только диалогической (ответы на вопросы), но и монологической.
Для этого необходимо овладение правилами синтаксиса, действующими в данном конкретном языке. Они предполагают использование предлогов, падежных окончаний, личных окончаний глагола, времен глагола и прочее.
В этот же период ребенок учится определять сколько букв в слове, различать такие звуки речи, которые различают смысл фонетически близких слов («жар-шар, тачка-точка, лук-люк» и пр.), т.е. у него развивается фонематический слух.
В результате уточняется звукопроизношение: «мышка» уже не звучит как «миська», т.к. ребенок понимает, что шипящий звук «ш» вносит один смысл в слово, а свистящий «с» — другой. Вычленение фонемы, а именно то, что она становится фактом сознания, служит базой для овладения чтением и письмом.
Если к 5 - 6 годам не привести все необходимые показатели в норму, то в школе мы получим трудности в овладении письмом и чтением, а затем дисграфию и дислексию (нарушения письма и чтения). Отсюда школьная неуспеваемость - ребёнок начнёт приносить двойки. Ему будут сложно даваться сочинения и диктанты.
Очень часто встречаются ситуации, когда родители ругают ребёнка за двойки или за трудности при выполнении домашних заданий. Они не понимают - неужели ты не видишь, что здесь нужно написать букву Т, а не Д? Или - зачем ты написал лишние буквы? Неужели это так сложно?
Да. Сложно.
Поверьте, ребёнок рад писать диктанты и сочинения. Но ему это очень, очень сложно. Потому что у него нет базы для того, чтобы их писать хорошо. К сожалению, не все учителя могут отличить дисграфическую ошибку от орфографической и направить ребёнка вместе с родителями на консультацию к логопеду.
Нарушения письма и чтения будут сильно тормозить освоение школьной программы. Это повлечёт за собой ряд психологических проблем, таких как низкая самооценка (другие могут, а я нет, значит я хуже других), отказ от учёбы (не получается, значит я не буду это делать), и многое другое.
Не всегда двоечник - это лентяй. Часто это просто ребёнок с речевыми нарушениями, которые не исправили до 6 лет.
Поэтому, если у ребёнка в анамнезе имелось нарушение речи, необходимо очень тонко и внимательно подходить к процессу подготовки к школе. Даже, если нарушение было лёгким. Программа подготовки таких детей не может быть такой же, как у нормотипичных детей. Потому что всё, что будет иметь ребёнок к 7 годам - это фундамент для дальнейшего развития. И фундамент для детей с речевыми нарушениями выглядит иначе.