О медицинской грамотности больных начали говорить недавно. Это понятие впервые появилось в медицинской литературе в 90-х годах прошлого века, однако важность оценки и повышения уровня медицинской грамотности пациентов сегодня уже не вызывает сомнений. Низкий ее уровень ставит под угрозу безопасность больных, реализацию качественного медицинского обслуживания и получение желаемых результатов лечения.
Необходимо отметить, что медицинская грамотность относится и к медицинскому персоналу, о чем мы поговорим ниже
Что такое медицинская грамотность
Под термином «медицинская грамотность» (Health literacy) пациента имеется виду его способность понимать и усваивать медицинскую информацию для поддержки или улучшения состояния своего здоровья. При этом уровень образования не обязательно коррелирует с уровнем медицинской науки. Так, люди со средним и высоким профессиональным уровнем общих знаний могут иметь достаточно низкий уровень медицинской грамотности. Это в основном связано с использованием медперсоналом специфической терминологии, непонятной для большинства пациентов, а также со стрессовой ситуацией, в которой оказываются больные в медицинском заведении.
Медицинская грамотность , термин, появившийся в 1990-х годах, был определен многими способами с течением времени и до сих пор считается развивающейся концепцией
Одной из причин недостаточного уровня приверженности к лечению считается именно низкий уровень медицинской грамотности пациентов. Общеизвестно, что общение является мощным инструментом в арсенале врача и неотъемлемой составляющей эффективной реализации медпомощи, но пациенты, к сожалению, не всегда правильно понимают информацию, которую получают от врача, что приводит к неадекватному выполнению ими врачебных назначений, нарушению рекомендованного режима и неблагоприятному течению заболевания.
Медицинская грамотность пациента начинается с правильно режима дня, сбалансированного питания и доверия к указаниям врача.
Медицинская грамотность и приверженность к лечению
Низкая медицинская грамотность повышает риск неблагоприятных исходов лечения. Прежде всего, ее уровень тесно связан с готовностью лечиться. Больные, имеющие адекватный уровень медицинской грамотности, лучше привыкают к регулярному приему препаратов, чем пациенты с низким ее уровнем. Повышение медицинской грамотности больных должно быть одной из основных составляющих в увеличении их приверженности к терапии. Кроме того, именно недостаток навыков и знаний, ухудшает лечение, и, соответственно, низкая приверженность пациентов к терапии обусловливают рост частоты их новых обращений за медпомощью.
Установлено, что недостаточная медицинская грамотность коррелирует с низким уровнем самопомощи, высоким риском госпитализации и повышением смертности.
Основным способом повышения уровня медицинской грамотности пациентов является обучение - это важная составляющая лечения больных, которая улучшает качество их жизни и прогноз.
В последние годы все больше внимания уделяется приверженности пациентов к терапии, особенно при лечении хронических заболеваний. Медицинские специалисты часто сталкиваются с тем, что больные не в полном объеме или нерегулярно выполняют рекомендации врача. От приверженности к лечению зависит его результат, а именно прогноз заболевания и качество жизни пациентов. Своевременное выявление пациентов с низким уровнем медицинской грамотности и предоставление им дополнительной поддержки в реализации самопомощи и оптимизации терапии позволяет существенно повысить качество лечения.
Правовая грамотность медиков
Повышение грамотности медицинских работников - одна из ключевых задач руководителей медицинского учреждения. Деятельность медицинских работников сейчас происходит в сложных социальных, правовых и психологических условиях. Среди всего массива негативных факторов, непосредственно влияющих на осуществление специалистом своих обязанностей, первостепенное значение приобретают такие: значительное количество нормативно-правовых актов, которыми урегулирована медицинская деятельность; количественный и качественный рост болезней и методов диагностики и лечения; осложнения психоэмоциональных отношений с коллегами и пациентами.
Не последнюю роль играет факт, что не в каждом учреждении здравоохранения имеется должность юриста. Именно поэтому проблема правовой и деонтологической осведомленности работников медицинской сферы, владение ими коммуникативными и другими навыками является весьма актуальной. Ведь сейчас наблюдается устойчивая тенденция к росту числа правовых и этических конфликтов в сфере здравоохранения, значительная часть которых завершаются судебным разбирательством, а в отдельных случаях - применением мер юридической ответственности.
Проведенные по этому вопросу аналитические социологические и юридические исследования освещают весомую причину фактов конфликтных ситуаций и ненадлежащего осуществления своих профессиональных обязанностей - критически низкий уровень знаний и навыков медицинского персонала именно в этико-правовой сфере. Результаты исследований свидетельствуют о том, что медицинские работники вообще не проявляют необходимой заинтересованности к знаниям, выходящим за пределы их узкоспециализированных функций. Прежде всего, речь идет о незнании основных законов государства, в которых заложены основы правового статуса граждан, их основных прав и обязанностей и базовых актов, регулирующих медицинскую сферу.
В частности, врачи мало осведомлены в правах пациентов на информированное согласие, правилах оформления согласия и отказа пациента, юридического значения медицинской документации.
Все эти факты правового нигилизма медиков в целом негативно влияют на качество их работы, ведь незнание алгоритма действий в правом поле все чаще приводит к дефектам оказания медицинской помощи, неправильному поведению и другим логично ожидаемым неблагоприятным последствиям.
Напротив, правовая грамотность медицинских работников, включая надлежащее осознание собственного правового статуса и знание правовых основ профессиональной деятельности, может служить надежным фундаментом надлежащего выполнения обязанностей и защиты себя и других участников правоотношений.
Очерченное неблагоприятное состояние относительно правовой осведомленности медиков уже является предметом государственной политики в сфере модернизации системы среднего, высшего и последипломного медицинского образования. Учитывая это, внедряются новые государственные образовательные стандарты, в которые включаются комплексы дисциплин правового и гуманитарного профиля. Процесс предоставления правового образования будущим медикам все больше настраивается в соответствии с целью - максимально полно предоставить необходимые знания и навыки студентам, чтобы в будущем их профессиональная деятельность была наименее тернистой.
Закладка фундамента по этим знаниям будет способствовать формированию правового сознания и правовой культуры будущих специалистов и настройке гармоничных отношений «врач - пациент».
Так же медики недостаточно используют информационные ресурсы из других касательных сфер - практической психологии, деонтологии, менеджмента, маркетинга, которые тоже являются важными структурными элементами работы руководителя учреждения, врачей, медицинских сестер, обслуживающего персонала сферы здравоохранения.
Ведь специалисты, которые не знают правовых основ своей деятельности, своих полномочий и границ дозволенного, не умеют правильно себя вести, не могут гармонично вписаться в современное пространство медицинской деятельности, в большей степени склонны к ошибкам и потерям (как материальным, так и имиджевым), от которых зависит их конкурентоспособность, востребованность и, наконец, - материальное положение.
Подытоживая, необходимо отметить, что современный медицинский работник, безусловно, должен ориентироваться в правовом контексте своей деятельности, уметь находить нужную правовую и другую информацию, а также включать в круг своих профессиональных интересов юридическую, деонтологическую и коммуникативную составляющие.
Именно это позволит эффективно овладеть средствами профилактики и контроля конфликтных случаев в повседневной работе медицинского персонала, а при необходимости - конструктивно решать сложные этические и правовые ситуации на досудебных стадиях.